Поиск на сайте |
|
|
Сведения об учреждении |
|
|
Режим работы школы |
|
|
Всероссийская олимпиада |
|
|
Школьное питание |
|
|
Дистанционное образование |
|
|
bus.gov.ru |
|
|
Электронный дневник |
|
|
Министерство просвещения РФ |
|
|
Навигатор доп.образования |
|
|
ВУЗы России 2019 |
|
|
Базовая площадка |
|
|
Доступная среда |
|
|
Медиация |
|
|
Общественная приемная |
|
|
ГОСуслуги |
|
|
Пожарный бюллетень |
|
|
Цифровое вещание ТВ |
|
|
|
Главная » 2014 » Июнь » 30 » Водная образовательная экспедиция по реке Кан
15:19 Водная образовательная экспедиция по реке Кан |
Водная образовательная экспедиция по реке Кан
С 20 по 27 июня 2014 года группа юных краеведов из г. Канска, под руководством Татьяны Павловны Базылевой, приняла участие в краевой профильной смене программы «Моё Красноярье», посвященной 80-летию образования Красноярского края. Летняя смена проводилась на территории детско-юношеской туристской базы «Тепсей», расположенной на берегу Тубинского залива, устье Тубы и Енисея, в Минусинском районе.
В своём произведении «Жизнь на Миссисипи» Марк Твен говорит о том, что вода – это чудесная книга, написанная на особом языке. И ведь действительно, река – один из самых интересных объектов живой природы, потому что она живет своей богатой событиями жизнью. Чтобы начинающие географы и экологи почувствовали вкус к настоящей исследовательской работе, следует, конечно же, сразу «окунуть» их в реальные полевые изыскания, пусть по облегчённой, но вполне научной программе.
Поэтому перед командой педагогов, в которую вошли: учителя географии Трушин Александр Петрович, Базылева Татьяна Павловна и педагоги Дома Детского туризма и экскурсий - Боровский Эдуард Викторович, Подглазова Татьяна Николаевна, Ракова Ирина Викторовна стояла задача составить программу гидрологических исследований для проведения измерений и описания реки Кан.
Подготовка водной образовательной экспедиции началась ещё в палаточном лагере «Чайка» в рамках образовательной программы Геоэкошколы «По тропе знаний». Большой и дружной командой из четырех образовательных учреждений (школа №2 и №19, лицей №1, гимназия №4) ребята разработали маршрут путешествия на определённом участке реки, составили примерную программу экспедиции и распределили обязанности участников команды.
Вместе с педагогами ребятам предстояло узнать, что, как и любое живое существо, река может быть юной и быстрой, зрелой и полноводной, старой и медлительной. Она может быть здоровой и чистой, больной и почти умирающей. Какая она, наша река Кан?
Чтобы найти ответ на вопрос, юные исследователи проводили гидрометрические наблюдения, замеры, брали пробы воды, а результаты фиксировали в бортовом журнале. Так, например, гидрометрические наблюдения за уровнем воды в реке показали, что в ночь с 21 на 22 июля уровень воды поднялся на 27 сантиметров. На вопрос, почему это произошло, юные исследователи пояснили, что свои наблюдения на реке они проводят в летний сезон, когда она находится в состоянии летней межени. Поскольку река в этот период питается лишь подземными водам и выпадающими атмосферными осадками, её полноводность зависит от количества этих осадков. А накануне прошли значительные ливневые дожди.
Были проведены и замеры глубины на разных участках реки. Как утверждают юные исследователи, последний замер показал, что река слишком глубока и десятиметровой верёвки не хватило для определения глубины. Вообще, на дне реки остался и тяжёлый грузик и сама верёвка.
Визуальные наблюдения показали, что река Кан достаточно загрязнена – это результат многолетних нагрузок как на саму речку, так и на ландшафты её водосбора. Поэтому одна из основных задач полевой экологии – определение характера, причин и степени загрязнения реки. Для этого ребята взяли пробы воды на разных участках реки для последующей камеральной обработки и выявления органолептических свойств и качества воды.
Во время пути любители географии вели дискуссию о том, что малые реки и речные долины России – фрагмент культурного ландшафта страны, имеющий давнюю и весьма интересную историю. А значит и наша река Кан богата историческими и культурными событиями.
Вели наблюдения за флорой и фауной. Так, например, в районе села Бражное и окрестностях Канска юные орнитологи зафиксировали стаи журавлей, занесённых в Красную книгу Красноярского края.
Кроме образовательной программы было время для купания, игр, развлечений и отдыха. Особенно всем запомнилось посвящение в туристы: величественный Нептун обратился к участникам экспедиции со словами благодарности за то, что ребята с уважением и особым интересом относятся к его владениям, и призвал не только изучать водные просторы родного края, но беречь и охранять водные ресурсы. Обряд посвящения прошел весело и останется в памяти всех участников экспедиции, потому что каждого троекратно окунули в воды величественной сибирской реки, а Нептун заботливо «приласкал» веслом по «мягкому месту». Теперь мы уже не «чайники», а верные подданные в речном царстве.
«Это для бывалых путешественников всё легко и предсказуемо. А для таких новичков, как мы, всё предстояло постичь и освоить впервые» - вспоминают капитан Влад Беленков и боцман Дмитрий Ворошилов. Поэтому перед началом водной экспедиции опытные инструкторы дома детского и юношеского туризма и экскурсий Боровский Э.В., Подглазова Т.Н., Ракова И.В. провели мастер-класс по сбору плота и катамарана, рассказали о технике гребли и управления плотом при помощи вёсел и греби, о способах преодоления естественных и искусственных препятствий. Были проведены и практикумы по организации туристского быта в походных условиях.
«Любой флот имеет свое название, капитана, боцмана и дружную весёлую команду. Ещё на суше в «Чайке» мы договорились, что наша команда будет пиратской. Но мы будем экопиратами – захватчиками мусора на реке и её берегах!» - рассказали отважные девчонки из пиратской команды. И совсем не страшно, что под флагом Русского географического общества развивался и пиратский, но вполне миролюбивый флаг!
Вот и подошла к концу наша образовательная экспедиция! На берегу родной реки ребят ждали родители и репортер ТРК «5 канал». На заключительной линейке каждый участник получил свою порцию славы, сладкий приз и слова благодарности от руководителей за дружную и слаженную работу команды. В ответном слове от ребят и родителей мы услышали самые важные и искренние слова благодарности, увидели радостные и довольные лица детей, и слегка встревоженных родителей и вопросами «Как всё прошло?» Всё хорошо! Всё, что задумано – состоялось! А самым страшным происшествием за всё время путешествия было то, что один из участников экспедиции во время купания нырнул вместе с телефоном в кармане. Но всё обошлось!
Экологическая оценка реки предполагает длительный мониторинг, позволяющий получить ряд наблюдений, необходимых при статистической обработке информации. Очевидно, что в масштабах одного полевого сезона получить объективную информацию невозможно, а значит, предстоят новые экспедиции, походы, изыскания и приключения.
Татьяна Павловна Базылева,
руководитель городского методического объединения
учителей географии г. Канска.
Профильная смена "Моё Красноярье"
В профильной смене «Моё Красноярье» приняли участие 60 активистов школьных музеев из 6 территорий Красноярского края. В первые дни смены с ребятами проведены тренинговые игры и упражнения на знакомство и сплочение, представление территориальных команд. Во второй день участники интенсивной школы были вовлечены в экологическую акцию по очистке от мусора берега Тубинского залива.
22 июня в палаточном лагере проведены мероприятия, посвящённые Дню памяти погибшим воинам во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
В последующие дни, ребята прослушали лекции, посетили практикумы и консультации по составлению и доработке исследовательских работ. Участники смены представляли свои доклады по темам исследований и тексты экскурсий на круглых столах и на полевой конференции. Команда Канска успешно представила свою исследовательскую работу и виртуальную экскурсию по городу Канску.
В остальные дни были проведены фото-квест "Мы исследователи", туристский квест "Мы туристы" и краеведческая викторина по истории Красноярского края.
Два дня программы были посвящены сплаву на рафтах и катамаранах через Тубинский залив на другой берег. В этом месте на скалах запечатлены рисунки древних людей "Усть-Тубинская писаница". Наскальные рисунки отображают жизнь людей 6000 лет назад. Кроме этого, для юных краеведов были организованы экскурсии в минусинский музей им. Н.М.Мартьянова и историко-этнографический музей-заповедник «Шушенское».
В последний день смены проведено торжественное закрытие с вручением сертификатов участникам и благодарностей руководителям команнд. Завершающим аккордом смены стал прощальный костёр, дискотека и встреча рассвета на берегу Тубинского залива. Следующие профильные смены программы "Моё Красноярье" пройдут на базе отдыха "Салют" в городе Канске.
Боровский Э.В.,
заместитель директора по УВР, МБУ ДО ДДЮТиЭ
(с сайта Управлния образования адмиистрации г.Канска
|
Категория: Новости ГЕОэкоШКОЛА |
Просмотров: 189 |
Добавил: school2kansk
|
|