Доступная среда
для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» законодательно закрепляет принцип доступности образования для лиц с особыми образовательными потребностями. Понятие «инклюзивное образование» трактуется как «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». Для обеспечения этого «равного доступа к образованию» в образовательных учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), создаются специальные условия.
Самое общее и основное условие включения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в социальное и – в частности – образовательное пространство – создание универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей - инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в общество.
Для создания адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию детей с ограниченными возможностями здоровья, в школе создаются специальные условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование:
- Специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания.
Школа реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего полного образования, а также адаптированную основную общеобразовательную программу для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости). Дети-инвалиды обучаются как в общеобразовательных классах совместно со здоровыми сверстниками, так и в выделенных классах для обучающихся с ОВЗ (умственной отсталостью) по адаптированной основной общеобразовательной программе и в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (ИПР) инвалида с использованием методов личностно –ориентированного обучения. Создано единое образовательное пространство для обучающихся разных категорий.
- Индивидуального педагогического подхода к ребенку с ограниченными возможностями здоровья с учетом специфики нарушения развития, социального опыта.
Для успешной организации работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами образовательное учреждение укомплектовано квалифицированными педагогическими кадрами, которые обладают необходимыми знаниями в области основ коррекционной педагогики и специальной психологии, особенностей психофизического развития различных категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья, методик и технологий образовательного и воспитательного процесса для таких обучающихся. В школе 29 учителей ведут образовательную деятельность, два педагога-организатора занимаются дополнительным образованием, включая обучающих во внеклассную работу, работают два специалиста с медицинским образованием. Организовано сопровождение специалистами образовательной организации (логопед, дефектолог, психолог, социальный педагог) и проведение ими групповых и индивидуальных коррекционных занятий.
- Специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов.
Учебниками все обучающиеся обеспечены на 100%, им полностью доступен книжный фонд библиотеки.
- Специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования.
Наличие в МБОУ СОШ № 2 г. Канска подключения к сети Интернет – имеется
Скорость подключения - до 100 Мбит/сек.
Наличие локальных сетей в образовательном учреждении – имеется.
Количество терминалов, с которых имеется доступ к Сети Интернет – 100шт.
3 компьютерных класса.
Наличие электронной библиотечной системы - имеется (доступ через Сеть Интернет).
Библиотечный фонд – 32830 экз. Это учебная, учебно-методическая, справочная литература (энциклопедии, словари, справочники по основным отраслям знаний), художественная литература.
Официальный сайт образовательной организации с версией для слабовидящих – имеется.
- Специально оборудованных учебных кабинетов
Дети-инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья имеют очную форму обучения. При наличии медицинских показаний и соответствующих документов организовано индивидуальное обучение на дому.
Для обучения в школе оборудованы и используются в работе с детьми – инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья кабинет социально-бытовой ориентировки (1), кабинеты для проведения уроков технологии (2): швейная мастерская (1) и столярная мастерская (1), спортивные залы (3), библиотека (2), медицинский кабинет (2). Все объекты, кроме 1 библиотеки и 1 медицинского кабинета, находятся на первом этаже, в свободном доступе людям с особыми потребностями.
Библиотека работает в режиме школы. Библиотечный фонд и электронная библиотечная система доступны для обучающих. Специальными адаптивно-техническими средствами для инвалидов она не укомплектована. Так же специально предусмотренные и оборудованные объекты спорта отсутствуют.
В образовательном учреждении имеются кабинеты узких специалистов (психолог, дефектолог, логопед), кабинет психологической разгрузки с сенсорным оборудованием, с Монтессори-материалом для занятий обучающихся с психологом, логопедом и дефектологом. Каждый учебный кабинет оборудован мультимедийным проектором и интерактивной доской. Учебное оборудование используется для обучения согласно адаптированной образовательной программе.
- Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для проведения практических занятий в ОУ оборудованы кабинеты биологии, физики, химии, информатики, спортивный зал, швейная и столярная мастерские для уроков технологии.
- Обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Территория МБОУ СОШ № 2 г.Канска доступна для различных категорий детей. Вход в здание ОО оборудован пандусом и широкими дверными проемами, площадками. Конструктивные особенности зданий не предусматривают наличие подъемников, других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо.
- Специальных условий питания.
Питание обучающихся организовано в столовой МБОУ СОШ № 2 г. Канска по адресам: г. Канск, ул. Крестьянская, 27 и ул. Луначарского, 1.
Питание осуществляется согласно санитарным правилам и нормативам СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования», санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.3.21078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов» в соответствии с постановлением администрации г. Канска от 26.05.2016 № 461 «Об организации питания детей, обучающихся в общеобразовательных организациях города Канска, без взимания платы», Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" (вместе с "СанПиН 1.2.3685-21. Санитарные правила и нормы...") СанПиН 2.3/2.4.3590-20. Инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья получают бесплатное двухразовое горячее питание. Меню горячего питания обучающих размещено на сайте образовательной организации.
- Охрана здоровья инвалидов и детей с ограниченными возможнос-тями здоровья осуществляется через: выполнение всех требований САНПиН при организации образовательного процесса, составлении расписания учебных занятий, соблюдение гигиенических нормативов объема учебной урочной и домашней нагрузки, выполнение индивидуальных рекомендаций ПМПК для каждого обучающегося, выполнение мероприятий, согласно индивидуальных программ реабилитации детей - инвалидов. Здание школы оснащено противопожарной сигнализацией.
Медицинское обслуживание проводится в здании школы медицинским работником в оборудованном медицинском кабинете, который укомплектован необходимым набором медикаментов для оказания первой медицинской помощи. Медицинский кабинет осуществляет свою деятельность во взаимодействии с КГБУЗ «Канская МДБ» на основании соглашения о сотрудничестве и оказании медицинской помощи обучающимся школы. Кабинет имеет положительное санитарно-эпидемиологическое заключение на осуществление медицинской деятельности. Проводятся плановые медицинские осмотры обучающихся врачами-специалистами. Организовано психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, в том числе инвалидов и детей с ОВЗ.
- Информационные системы и информационно-телекоммуникаци- онные сети доступны инвалидам и обучающимся c ограниченными возможностями здоровья: учебные кабинеты, кабинеты ИКТ, библиотека предоставляют возможность работы за компьютером и выхода в сеть Интернет через школьную локальную сеть, через Wi-Fi, имеются мультимедийные средства. Для обучающихся в школе ведется электронный дневник, в котором отражена текущая успеваемость и необходимая информация как для обучающихся, так и их родителей. На школьном сайте имеется версия для слабовидящих.
Обучающиеся не имеют ограничений при работе с электронными образовательными ресурсами, доступными обучающимся.
Качество фильтрации хорошее (запрещен доступ к большинству ресурсов, противоречащих целям образования).
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования отсутствует.
Наличие общежития и интерната, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрено.
Школа обеспечивает участие всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе со здоровыми детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий, участие в различных акциях.
Утверждение государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы
Перечень выполненных работ в кабинете психологической разгрузки
Перечень закупленного оборудования по программе Доступная среда
Условия бесплатного питания
Условия доступности образования детей с ОВЗ в 2021-2022 учебном году
Описание модели инклюзивного образования МБОУ СОШ №2
Презентация модели инклюзивного образования
Схема модели МБОУ СОШ №2